Унесённые призраками (2001)
Никакая «сказочность», конечно, не завуалирует подобное содержание: 10-летняя девочка устраивается работать в публичный дом. Для Миядзаки подобная тема не нова: в «Принцессе Мононоке» (1997) г-жа Эбоси задействует на производстве целый штат реформированных проституток.
Насчёт возраста – однозначно, не стоит воспринимать возраст буквально: гости преувеличенно изображены монстрами, соответственно, и героиня преувеличенно юная – ведь 10-летнего ребёнка никто не возьмёт даже полы мыть, тем более в постоянный штат, ср.:
«– Уж брать, так брать городскую, – заметила Чунь-мэй. – Все порасторопнее. А деревенским хоть кол на голове теши. Мне вот тут как-то мамаша Чжан двух деревенских привела – Шэн-цзинь, Золотой Самородок, одиннадцати лет и Хо-бао, Живое Сокровище, – двенадцати. Ну никуда! И просила-то всего по пять лянов. Мать у ворот серебро ждала. Ладно, говорю, оставь, посмотрю, как служить будут. Пусть, говорю, завтра за деньгами приходит. Служанки их рисом и мясным наваром накормили. И что же? Слышу: на рассвете у них там шум поднялся. В чем дело, спрашиваю. Оказывается, Шэн-цзинь всю постель обгадила, а Хо-бао в штаны напрудила. И смех и грех. Дождалась я мамашу Чжан и велела увести девчонок.» (Цветы сливы в золотой вазе, гл. 95)
Поэтому тут речь, скорее, просто об около-совершеннолетней девочке (можно вздохнуть с облегчением) – хотя в Японии ещё 20 лет назад «возраст согласия» был 13 лет*; с 1999 г. он увеличен до 18, хотя подростковая проституция никуда не делась.
* https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D0%B4%D0%B7%D1%91-%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%B9
Так что подобное «прочтение» содержания вовсе не далеко от реальности – гораздо фантастичнее «Ведьмина служба доставки» (1989), которая пропагандирует самостоятельность 13-летней девочки: езжай в город и ищи работу – и случится волшебство.
Далее содержание «Унесённых призраками» читается вполне буквально:
1. Несовершеннолетняя девочка лишается родителей, после чего ей приходится устроиться на работу в элитные купальни (публичный дом). Здесь она встречается с юным Хаку, который живёт у Юбабы и которого та «заставляет делать всякие гадости» (как окажется – воровать).
2. Девочка сразу получает сложного клиента – старика, который сам еле добрёл до ванны. Персонал вытягивает из него всё, что может, а когда старик ещё и околел (после «особого» настоя), они грабят его пожитки.
3. Тем временем вокруг да около ходит другой загадочный безликий клиент. Попав внутрь, он начинает кутить и швырять деньги направо и налево, и в итоге доходит до скотского состояния – однако ради денег персонал перед ним вытанцовывает, забыв о репутации заведения и других клиентах. Опять вызвали Сэн, на которую тот прямо нападает. – Кого олицетворяет этот персонаж? Учитывая, что сначала он ведёт себя застенчиво, кажется, в подобных заведениях он новичок; а учитывая, что прямо его не пускали и лицо он скрывает, логично предположить – он тоже несовершеннолетний. Получается картина маслом: два ребёнка оказываются визави в злачном месте – одна вроде как на подработке, второй вроде как по недосмотру. Вот такой драматический поворот. Хотя это ещё не конец.
4. Когда позже безликий персонаж приходит в себя, Сэн вместе с этим принцем сбегает из заведения. После унылого путешествия они поселяются в каком-то шалаше, но тут приезжает Хаку, и Сэн опять сбегает, теперь с ним. Немного «повитав в облаках» они расстаются, и Сэн отправляется обратно на тёплое местечко трудиться. Happy end. Какая красивая сказка.
Любят про всяких гейш, гетер и прочих куртизанок рассказывать, как чинно они вам на гуслях сыграют и песенку споют – всё это, конечно, хорошо, пока в этой отрасли интимных услуг не участвуют дети. Фильм Миядзаки – именно такая поправка ко всей этой эстетике борделей.