Заработки у звезд упали, безусловно. Концерты приносят львиную долю доходов. Туры летят один за другим, вложения в рекламу улетели в черную яму. И "душняк в хате" судьба устроила в аккурат к началу концертного сезона. Плохое время для музыкантов только начинается - основная часть армагеддона наступит осенью. Когда куча перенесенных концертов, в лучшем случае, состоятся - а у людей не будет денег на них пойти. Особенно не повезло тем, кто вложил бабки во всяких фрешменов, запустил клипы, разогнал просмотры и должен был ехать в тур, пока народ их не забыл (потому что память у потребителя подобного продукта - собачья).
Как верно заметил Захар Прилепин в недавнем своем посте, галкины и киркоровы могут комфортно просидеть на карантине лет двести. У них все в порядке с накоплениями,с закромами, с меценатами и с (простите) тылом. Согласен с Захаром полностью.
То, как живут эти люди, - это пребывание в другом измерении. Их проблемы мне непонятны и неизвестны. У кого-то "не на что стало жить" - это когда нечем платить садовнику и дворецкому. А я, когда на днях ехал в поезде Москва-Махачкала (потому что он был самым бюджетным) на верхнем боковом месте плацкарты (потому что оно самое дешевое), радовался, что у меня есть деньги на доширак с котлетой по-киевски и на оплату коммуналки и газа по возвращении. Но я ехал домой довольный- в Саратове был шикарный и теплый концерт, люди благодарили. В какой-то момент - прямо перед самым карантином - им стало хорошо. Эта встреча запомнится всем. Моя задача - порадовать людей песнями, которые им нравятся. И вдвойне радостно, что хотя бы что-то привез домой - если мы говорим о финансовой стороне. Тур полетел к чертям, состоялся всего один концерт - но ситуация произошла, и оставалось только ее принять. А кому-то и мои проблемы покажутся пылью - скажут: "Везёт же, тебе дорогу оплачивают на гастролях!"
Вспоминаю прогулку по Ялте - там недалеко от моря стоял уютный домик с табличкой "Здесь жил и...СТРАДАЛ...кто-то там не помню". Жил и страдал с видом на море.
Это как ирония Шаламова над Солженицыным - "где это такой лагерь, в котором по двору живая кошка пробежала? хотел бы я в таком отдохнуть ".
Если говорить о материальной стороне дела - в моём сегменте совершенно другие обороты, другие цифры. Чаще всего - "продать ящик водки, а деньги пропить". На жизнь относительно хватает (точнее, хватает, когда есть концерты), большая часть заработка уходит в оборот - на запись альбома, часто рвущиеся струны, иногда мерч напечатать новый. Можно было бы поставить этот паровоз на коммерческие рельсы - но надо петь другие песни. А материал у меня специфический, непонятный массовому зрителю. Потому и народу приходит немного. Но это принимается как должное - у меня нет претензий к массовому зрителю, что он тупой, нечуткий, непонятливый и всё такое.
Доверяй чепухе погребать своих элджеев.
Есть такое устойчивое выражение "художник должен быть голодным". Его больше всего любят повторять люди, которые к творчеству вообще никак не причастны. Поставьте любую другую профессию - врач, повар, менеджер. Пусть тоже будут голодными, чтоб не отвлекаться от главного...Человек вообще не должен быть голодным - это не нормально. Знаю много "голодных художников" - но далеко не все пишут что-то гениальное.
Не зажираться - согласен. Это вредно для творчества, сытость закрывает порталы в мир идей. Сам бы вполне мог сидеть сиднем на печи, пить пуэрчик китайский с соломкой, хавать гречку с куриным фаршем и писать песенки.
Но у меня есть семья, я не хочу чтобы они хавали гречку с куриным фаршем. Надо будет - устроюсь на работу, найду возможности. Но семья голодать не будет.
Десять лет назад я ушел с работы. У меня была неплохая зарплата, были перспективы. И когда я принял решение уйти в полную неизвестность, не было и капли сожаления. Я не задавал себе вот этих шкурных вопросов - а как же дальше, "на какие шиши теперь жить"?. Просто взял гитару и поехал по городам. Первые два года я жил поуши в долгах и едва сводя концы с концами. Не как ВанГог, не на грани, на скромную жизнь хватало.
Я с благодарностью вспоминаю любое время. И когда был бедным, и когда была возможность скопить за год денег и сгонять в Таиланд. Когда был намели, без копья в кармане и пил каждый день, я обрел настоящих друзей, которые - "друг может быть ближе чем брат". Когда концерты стали кормить, испытывал гордость, безграничную радость и благодарность зрителям и Всевышнему.
Сейчас, когда наступило непростое время (и уверен, что это только начало) музыкантам придется выживать и крутиться. Как и многим людям, кто лишится работы.
Но ничто не сможет заставить музыканта перестать писать песни, творить, греть сердца людей. Это его естественная необходимость - если только он не на себя любимого дрочит, и не на калькуляторе песни пишет. Будет возможность - приеду с концертом. Будет меньше концертов - сдюжим. Мой мир не рухнул. Рухнул только привычный график, "зона комфорта". Мне терять нечего. Звездам, по большому счету, тоже нечего терять, кроме их дворецких.
А к хорошему лучше не привыкать. Всё - тлен.
Какое-то эссе получилось. Сейчас свободного времени много для написания эссе